Кому, сколько и как давать чаевых, находясь за границей?

Дополнительная оплата качественных услуг существовала во все времена. Постепенно в различных странах сложились негласные тарифы — кому и сколько давать сверх оговоренной цены покупки или оплаты за обслуживание. Зачастую при этом просто округлялась сумма оплаты, чтобы не получать сдачу, которая оставалась расторопному продавцу, официанту, извозчику и т. п.

Сам термин «чаевые» появился в Англии в первой половине XVIII века, связан он, как ни странно, именно с чаем. В этот период в Соединенном королевстве было модно пить чай на специально оборудованных верандах в парках и скверах. Видимо, расторопность официантов и тогда была не на высоте, поэтому на столах появились специальные коробочки с аббревиатурой T.I.P.S. (To Insure Prompt Service) — «Для оплаты быстрого обслуживания». Намек понятен — хочешь быстро получить горячий ароматный чай — добавь небольшую сумму сверх счета. Вскоре термин «tips», переведенный на русский как «чаевые», прижился и был перенесен на все виды дополнительных оплат в благодарность за услуги. Сложились и традиции — как, кому и сколько давать «на чай».

В консервативной Европе чаевые никогда не были значительными, обычно экономные буржуа «расщедривались» на несколько мелких монеток. Тем разительнее от них отличались богатые россияне, традиционно с показной щедростью раздававшие чаевые. Собственно, этим и сейчас «грешат» некоторые наши соотечественники.

В подавляющем большинстве случаев чаевые — не обязанность, а именно благодарность за качественное обслуживание. Если официант обслуживает вас небрежно и медленно, а стол не отличается необходимой чистотой, со спокойной совестью заплатите строго по счету, а при необходимости попросите сдачу. Если же решите кого-то отблагодарить, пользуйтесь основным правилом — не давать слишком мало, это может обидеть человека, и не давать слишком много — вы всего лишь благодарите за оказанную услугу, и сумма должна быть ей адекватна.

Чтобы не попасть в не удобное положение, по приезду в новое для вас место поинтересуйтесь у встречающих, гида-переводчика, водителя такси или консьержа отеля, сколько, кому и за какие услуги принято давать на чай. Это обычный житейский вопрос, и недоумения он не вызовет. Особенно это актуально для «экзотических» стран. В Европе размеры чаевых в различных странах могут зависеть от местных особенностей и традиций, но, как правило, не выходят за рамки разумных 5−15% от суммы официальной оплаты. В ряде стран чаевые не приняты (Бельгия, Нидерланды, Финляндия, скандинавские страны, Швейцария), но от них не откажутся, а в Австралии и Японии они вообще запрещены.

По приезду в любую страну вам в первую очередь может понадобиться помощь носильщика. Как правило, в европейских странах на их услуги цена фиксированная, поэтому сумму просто достаточно округлить. Если были оказаны дополнительные услуги: носильщик вызвал такси, аккуратно загрузил в него вещи, был любезен и предупредителен, добавьте за обслуживание примерно по 1 евро, (доллару, фунту, франку, а для скандинавских стран — 5 крон) за место багажа.

Чаевые таксисту зависят от страны и ряда факторов: длительность и сложность поездки, непредвиденные остановки по вашей просьбе, количество и громоздкость багажа. Перед оплатой можете поинтересоваться, включены ли в названную таксистом сумму услуги. В странах, где чаевые не приветствуются, а дополнительные услуги таксистом не оказывались, достаточно просто округлить счет. Если же чаевые подразумеваются, обычно добавляют 10−15% и по 0,5−1 евро за место багажа.

Швейцару в гостинице только за то, что он открывает вам двери, в большинстве стран платить необязательно. Достаточно, если, выезжая из отеля, вы ему дадите 1−2 евро в благодарность за оказанные услуги. Если же швейцар вызвал для вас такси, вынес и помог погрузить вещи, принцип оплаты примерно такой же, как и носильщику — 0,5−1 евро за место багажа. Так же в большинстве стран оплачиваются и услуги носильщиков (боев) в отелях. А вот лифтеру в отеле можно не платить, как и консьержу, если он не оказывал вам услуги (заказ или бронирование билетов, наведение справок, получение для вас корреспонденции и т. п.), в этом случае ему целесообразно дать 5−10 евро.

В гостиницах ряда стран принято благодарить горничную, даже, если вы её ни разу не увидели, конечно, при качественной уборке номера. Достаточно утром, уходя из номера, оставить 0,5−1 евро на столике, или же несколько евро при выезде из отеля. Это не обязательно, но желательно, если своей «аккуратностью» вы доставили ей дополнительную работу.

В ресторанах и кафе большинства европейских стран оплата за обслуживание и сервировку включается в счет, в этом случае на нем делается соответствующая надпись. Даже, если подобной надписи нет, поинтересуйтесь об этом у официанта. Когда «все включено», просто округлите счет. Если же обслуживание в счет не включено, достаточно добавить 10−15%. В США, в зависимости от уровня ресторана, размер «благодарности» может подниматься до 25%.

Может возникнуть желание дополнительно отблагодарить официанта за хорошее обслуживание и помощь в выборе меню или повара за прекрасно приготовленные блюда. Это обычно приветствуется, только следует предупредить официанта о сумме, которая причитается повару. Как правило, деньги оставляют на столе, прикрыв счетом, или вкладывают в корочки, в которых вам дали счет.

В барах оплата производится при каждом заказе. В большинстве случаев сумму достаточно просто округлить или добавить 1 евро. Если же вы задержались у стойки надолго, бармена можно отблагодарить, заказав ему стаканчик за ваш счет. Естественно, что пить он его не будет, но деньги получит.

Гардеробщика благодарят не за то, что он подал вам пальто, а когда помог его надеть, щеткой смахнул символические пылинки, проявил дополнительное внимание. Сумма, как правило, незначительная — от 0,2 до 1 евро. В ряде стран (Финляндия, Италия) размер вознаграждения гардеробщику может быть указан в специальном объявлении.

В платных туалетах, если служащий не оказывал вам дополнительных услуг, достаточно просто заплатить по прейскуранту. В бесплатных туалетах, если служащий там просто «присутствует», ему можно не платить. Если же служащий «пристроил» на время ваши вещи, помог снять и повесил на вешалку пальто или пиджак, подал чистое полотенце, оказал какие-то услуги, обычно дают от 0,5 до 1 евро. Бывают случаи, когда требуется привести в порядок одежду, очистить её от грязи и т. п., в подобных ситуациях за активную реальную помощь размер «благодарности» может возрасти до 5−10 евро.

Могут возникнуть и другие ситуации, когда требуется кого-то отблагодарить. В любом случае придерживайтесь принципа разумной оплаты только за реальные услуги. Стоит учесть, что демонстративно давать чаевые не принято. А уж долго копаться в кошельке, выуживая из него мелкие монеты, и вовсе неприлично. Желательно иметь в кармане несколько монет, чтобы «благодарность» за услуги не вызывала проблем. Если вы не оставляете деньги на столике, а даете их в руки, желательно делать это со словами благодарности, улыбкой, дружеским кивком головой, чтобы чувствовалось, что это именно благодарность, а не подачка. Если расплачиваетесь крупной купюрой, скажите, что округляете счет до такой-то суммы.

Чаевые давно стали обыденностью, а в ряде мест — и узаконенной формой оплаты определенных услуг. Но в большинстве случаев вы сами решаете — давать или не давать «на чай».


17:25 15.06.2019



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Способ арендованной грязезащиты

Способ арендованной грязезащиты

Когда в очередной раз поднимается вопрос качественной защиты помещений от уличной грязи, то взгляд невольно падает на грязезащитые ковры, которые мы сегодня видим на входе очень многих заведений, будь...
Как офорить маленькую спальню

Как офорить маленькую спальню

Когда нужно оформить маленькое помещение, мрачные цвета совсем нежелательны. При создании дизайна в помещении небольшого размера, нужно избегать темных тонов, которые зрительно уменьшают комнату. Есть...
Духовное самосовершенствование

Духовное самосовершенствование

Уже с давних времен люди искали ответы на вопросы – кто мы? Куда идем? Откуда мы? Почему в жизни есть страдания? Как улучшить состояния существования?Среди противоречивых мнений и догадок были частичк...
Как научиться вставать всегда с той ноги?

Как научиться вставать всегда с той ноги?

Что мы обычно говорим, если вдруг нарвёмся на чужую раздражительность? «Человек не с той ноги встал». И окружающие сочувственно закивают в ответ головами. «Не с той ноги встать»...
Вкусные рецепты: Быстрый супчик из сырка., «Лёгкий» торт, Курочка "ЛЕНТЯЙКА"

Вкусные рецепты: Быстрый супчик из сырка., «Лёгкий» ...

Быстрый супчик из сырка.В горячей воду (1700 мл.) положить 2 сырка, изредка помешивая довести до кипения и растворения сырков. Сделать обжарку из лука и морковки на сливочном масле (морковки можно пол...
Как сделать электронную книгу? Программа htm2chm

Как сделать электронную книгу? Программа htm2chm

Вот мы и закончили рассматривать программы Solid Converter PDF, STDU Converter и PDF kreator, позволяющие создавать электронные книги в формате PDF. Может быть, потом мы и вернёмся к этому формату, но...
Может заинтересовать

Изучаем английский? Как нам помог коммуникатор

Использование КПК для изучения английского дало просто ошеломляющий результат. Устройство можно испо...

Внешняя оптимизация.

СЕО вашего интернет-ресурса, с целью продвижение его в ПС и рост его позиций, обычно подразделяется ...

Вкусные рецепты: Торт "Швейцарский", Бул

Торт "Швейцарский"Соединить все компоненты для теста(маргарин не растапливать) быстро все перемешать...

Как стать победителем. Психология

Если вы хотите узнать, кто перед вами - победитель или неудачник, задайте ему один вопрос: «Что ты д...

Работа в Норвегии

Информация для тех, кто собирается устроиться на работу в Норвегии. Возможно, Вы также думаете о том...

Заниженная самооценка: К кому обратится? Советы от

Большой современный мегаполис - не самая дружелюбная среда обитания. Нью-Йорк в первую очередь ассоц...

5 причин по которым люди не получают посетителей с

По некоторым причинам, большинство из тех, кто пытается выбраться на первые позиции в поисковых сист...

Каким мифам о диетах не следует верить? Сеанс разо

Знаем же прекрасно, что нельзя верить всему, что мы читаем. Но клянем себя за лишнюю печенюшку ...

Неудача… Какой смысл кроется за этим пугающим слов

С неудачей знакомы все, причём не только понаслышке. И это абсолютно естественно: в жизни не может б...

Работа с детьми – это для Вас ?

Отличную возможность работать с детьми для тех, у кого это действительно это призвание дает сот...



О портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог полезных и интересных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти требуемую информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас познавательные и увлекательные статьи. У нас сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск актуальной информации будет занимать у вас секунды.