Кому, сколько и как давать чаевых, находясь за границей?

Дополнительная оплата качественных услуг существовала во все времена. Постепенно в различных странах сложились негласные тарифы — кому и сколько давать сверх оговоренной цены покупки или оплаты за обслуживание. Зачастую при этом просто округлялась сумма оплаты, чтобы не получать сдачу, которая оставалась расторопному продавцу, официанту, извозчику и т. п.

Сам термин «чаевые» появился в Англии в первой половине XVIII века, связан он, как ни странно, именно с чаем. В этот период в Соединенном королевстве было модно пить чай на специально оборудованных верандах в парках и скверах. Видимо, расторопность официантов и тогда была не на высоте, поэтому на столах появились специальные коробочки с аббревиатурой T.I.P.S. (To Insure Prompt Service) — «Для оплаты быстрого обслуживания». Намек понятен — хочешь быстро получить горячий ароматный чай — добавь небольшую сумму сверх счета. Вскоре термин «tips», переведенный на русский как «чаевые», прижился и был перенесен на все виды дополнительных оплат в благодарность за услуги. Сложились и традиции — как, кому и сколько давать «на чай».

В консервативной Европе чаевые никогда не были значительными, обычно экономные буржуа «расщедривались» на несколько мелких монеток. Тем разительнее от них отличались богатые россияне, традиционно с показной щедростью раздававшие чаевые. Собственно, этим и сейчас «грешат» некоторые наши соотечественники.

В подавляющем большинстве случаев чаевые — не обязанность, а именно благодарность за качественное обслуживание. Если официант обслуживает вас небрежно и медленно, а стол не отличается необходимой чистотой, со спокойной совестью заплатите строго по счету, а при необходимости попросите сдачу. Если же решите кого-то отблагодарить, пользуйтесь основным правилом — не давать слишком мало, это может обидеть человека, и не давать слишком много — вы всего лишь благодарите за оказанную услугу, и сумма должна быть ей адекватна.

Чтобы не попасть в не удобное положение, по приезду в новое для вас место поинтересуйтесь у встречающих, гида-переводчика, водителя такси или консьержа отеля, сколько, кому и за какие услуги принято давать на чай. Это обычный житейский вопрос, и недоумения он не вызовет. Особенно это актуально для «экзотических» стран. В Европе размеры чаевых в различных странах могут зависеть от местных особенностей и традиций, но, как правило, не выходят за рамки разумных 5−15% от суммы официальной оплаты. В ряде стран чаевые не приняты (Бельгия, Нидерланды, Финляндия, скандинавские страны, Швейцария), но от них не откажутся, а в Австралии и Японии они вообще запрещены.

По приезду в любую страну вам в первую очередь может понадобиться помощь носильщика. Как правило, в европейских странах на их услуги цена фиксированная, поэтому сумму просто достаточно округлить. Если были оказаны дополнительные услуги: носильщик вызвал такси, аккуратно загрузил в него вещи, был любезен и предупредителен, добавьте за обслуживание примерно по 1 евро, (доллару, фунту, франку, а для скандинавских стран — 5 крон) за место багажа.

Чаевые таксисту зависят от страны и ряда факторов: длительность и сложность поездки, непредвиденные остановки по вашей просьбе, количество и громоздкость багажа. Перед оплатой можете поинтересоваться, включены ли в названную таксистом сумму услуги. В странах, где чаевые не приветствуются, а дополнительные услуги таксистом не оказывались, достаточно просто округлить счет. Если же чаевые подразумеваются, обычно добавляют 10−15% и по 0,5−1 евро за место багажа.

Швейцару в гостинице только за то, что он открывает вам двери, в большинстве стран платить необязательно. Достаточно, если, выезжая из отеля, вы ему дадите 1−2 евро в благодарность за оказанные услуги. Если же швейцар вызвал для вас такси, вынес и помог погрузить вещи, принцип оплаты примерно такой же, как и носильщику — 0,5−1 евро за место багажа. Так же в большинстве стран оплачиваются и услуги носильщиков (боев) в отелях. А вот лифтеру в отеле можно не платить, как и консьержу, если он не оказывал вам услуги (заказ или бронирование билетов, наведение справок, получение для вас корреспонденции и т. п.), в этом случае ему целесообразно дать 5−10 евро.

В гостиницах ряда стран принято благодарить горничную, даже, если вы её ни разу не увидели, конечно, при качественной уборке номера. Достаточно утром, уходя из номера, оставить 0,5−1 евро на столике, или же несколько евро при выезде из отеля. Это не обязательно, но желательно, если своей «аккуратностью» вы доставили ей дополнительную работу.

В ресторанах и кафе большинства европейских стран оплата за обслуживание и сервировку включается в счет, в этом случае на нем делается соответствующая надпись. Даже, если подобной надписи нет, поинтересуйтесь об этом у официанта. Когда «все включено», просто округлите счет. Если же обслуживание в счет не включено, достаточно добавить 10−15%. В США, в зависимости от уровня ресторана, размер «благодарности» может подниматься до 25%.

Может возникнуть желание дополнительно отблагодарить официанта за хорошее обслуживание и помощь в выборе меню или повара за прекрасно приготовленные блюда. Это обычно приветствуется, только следует предупредить официанта о сумме, которая причитается повару. Как правило, деньги оставляют на столе, прикрыв счетом, или вкладывают в корочки, в которых вам дали счет.

В барах оплата производится при каждом заказе. В большинстве случаев сумму достаточно просто округлить или добавить 1 евро. Если же вы задержались у стойки надолго, бармена можно отблагодарить, заказав ему стаканчик за ваш счет. Естественно, что пить он его не будет, но деньги получит.

Гардеробщика благодарят не за то, что он подал вам пальто, а когда помог его надеть, щеткой смахнул символические пылинки, проявил дополнительное внимание. Сумма, как правило, незначительная — от 0,2 до 1 евро. В ряде стран (Финляндия, Италия) размер вознаграждения гардеробщику может быть указан в специальном объявлении.

В платных туалетах, если служащий не оказывал вам дополнительных услуг, достаточно просто заплатить по прейскуранту. В бесплатных туалетах, если служащий там просто «присутствует», ему можно не платить. Если же служащий «пристроил» на время ваши вещи, помог снять и повесил на вешалку пальто или пиджак, подал чистое полотенце, оказал какие-то услуги, обычно дают от 0,5 до 1 евро. Бывают случаи, когда требуется привести в порядок одежду, очистить её от грязи и т. п., в подобных ситуациях за активную реальную помощь размер «благодарности» может возрасти до 5−10 евро.

Могут возникнуть и другие ситуации, когда требуется кого-то отблагодарить. В любом случае придерживайтесь принципа разумной оплаты только за реальные услуги. Стоит учесть, что демонстративно давать чаевые не принято. А уж долго копаться в кошельке, выуживая из него мелкие монеты, и вовсе неприлично. Желательно иметь в кармане несколько монет, чтобы «благодарность» за услуги не вызывала проблем. Если вы не оставляете деньги на столике, а даете их в руки, желательно делать это со словами благодарности, улыбкой, дружеским кивком головой, чтобы чувствовалось, что это именно благодарность, а не подачка. Если расплачиваетесь крупной купюрой, скажите, что округляете счет до такой-то суммы.

Чаевые давно стали обыденностью, а в ряде мест — и узаконенной формой оплаты определенных услуг. Но в большинстве случаев вы сами решаете — давать или не давать «на чай».


17:25 15.06.2019



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Я поделюсь с Вами секретом успеха стоматолога.

Я поделюсь с Вами секретом успеха стоматолога.

Я практикующий врач-стоматолог. Хочу рассказать вам немного о своей замечательной работе. У меня 8-мичасовой график работы. За смену я принимаю около 7-9 пациентов в зависимости от объема работы. На п...
Нестареющие технологии …

Нестареющие технологии …

 Это не что иное как переданное нам нашими прадедами – приводные ремни! Ременная передача является одним из наиболее старых видов движущей силовой передачи, в которых они и применялись. К примеру...
Проверка текста на плагиат

Проверка текста на плагиат

Многим известно, что для создания качественного и посещаемого сайта должен быть уникальный контент, так как поисковые системы придают ему очень большое значение. А страницы с дублированным контентом э...
Кто был бунтовщиком хуже Пугачёва?

Кто был бунтовщиком хуже Пугачёва?

В 1790 году вышла без упоминания автора книга с оригинальным названием, которая с первого взгляда могла бы пригодиться как путеводитель, указатель для любителя странствий: «Путешествие из П...
Вкусные рецепты: Крабовые рулеты, Рыбные оладьи, Торт медовик"ОСОБЕННЫЙ"

Вкусные рецепты: Крабовые рулеты, Рыбные оладьи, Тор...

Крабовые рулетыСосиски порезать на 4 части в доль.Крабовые палочки развернуть,смазать с одной стороны кетчупам,положыть кусочек сосиски и завернуть в рулетик.Взбить яйца,добавить соль,перец.Рулетики о...
Чем плазма отличается от жидкокристаллической панели?

Чем плазма отличается от жидкокристаллической панели...

Покупаете телевизор для дома? Плазменные панели, ЖК-экрыны, Led телевизоры – ассортимент на рынке видеотехники огромен. Что всё-таки выбрать? Давайте попробуем разобраться, чем различаются два самы...
Популярное

Что любит и не любит Одри Тоту?

Молодая французская актриса Одри Тоту затмила по популярности Катрин Денев, Изабель Аджани и Софи Ма...

Дефолт, или О чем умалчивает Windows?

Среди изобилия иноязычных слов одиноким утесом громоздится слово дефолт. Что такое дефолт Дефолт (а...

Гипсокартонные потолки

Гипсокартонные потолки выполняют несколько функций: Декоративная Сокрытие коммуникаций Звукоизоляция...

Что такое «капсула времени»?

Время быстротечно. Поколения сменяют друг друга. Пролетают года, сменяются десятилетия, проходят век...

Готовимся к рождению ребенка: как выбрать роддом?

Когда в семье вот-вот должен родиться малыш, будущие родители чрезвычайно озабочены проблемой выбора...

Где ремонтировать швейную машину

Швейные машины являются чрезвычайно сложными механизмами. Внутри них сосредоточено множество движущи...

Музыка для занятий медитацией

Медитация – это занятие, которое успокаивает дух, уменьшает стресс и расслабляет тело. Кроме того, м...

Зачем нужен бухгалтерский учет?

Все организации, за исключением тех, кто применяет УСН, обязаны вести бухучет. Это закреплено в Зако...

Ремонт телевизоров – дело обычное

Покупая современный телевизор, каждый из нас, конечно, надеется, что он прослужит много лет. Благо, ...

Астропсихология – ресурс для позитивных изменений

Тема кризиса в ряде сфер рассматривается как одно из базовых понятий. Так, с точки зрения жизненного...



О портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог полезных и интересных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти требуемую информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас познавательные и увлекательные статьи. У нас сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск актуальной информации будет занимать у вас секунды.